Ранний возраст – это период активного исследования
ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает
пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно
притягивает его.
Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи
малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый
выступает как носитель общечеловеческих способов использования
предметов.
Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала
речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые
непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится
средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.
В этот период формируются основные навыки самообслуживания. Ребенок
учится самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, учится
пить из чашки, осваивает навыки опрятности.
В этот период происходит развитие игры ребенка как вида деятельности.
Сначала ребенок концентрирован на самом процессе игры, на
манипулировании предметами, но постепенно появляются элементы
творчества, на первый план выходит воображаемая ситуация, а не
наглядная. У игры появляется сюжет, ребенок постепенно научается
развивать его, ориентируясь не только на уже знакомые жизненные
ситуации, но и на вновь создаваемые и моделируемые самим ребенком.
Этот возрастной этап заканчивается с началом следующего периода –
«кризиса 3-х лет», который, прежде всего, обусловлен перестройкой
сознания ребенка и формированием позиции ребенка, называемой «Я - сам».