ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Что такое психологическая готовность к школе
Многие
родители считают, что если ребенок научился читать и писать, то его пора
отдавать в школу. Умения читать, писать и считать являются признаками
умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в
школе. Подробнее о критериях школьной зрелости .
Вся
дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний перед
школой год. Готовность ребенка определяется его физическим и психическим
развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.
Физическая готовность.
На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть
40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего
организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в
основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он
выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не
выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна
физическая подготовленность.
Мотивационная готовность
к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция
школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет
сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в
психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к
позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются
правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет
учиться».
Эмоционально-волевая готовность.
Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не
боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится
преодолевать трудности в учебе, в учении, у него повышается самооценка.
Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его
поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь
поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое
давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.
Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок,
у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы:
внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое
здоровье, - успешен в школе.
К 6 годам
происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок
способен поставить цель, создать план действия, реализовать его,
преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все
это производится не совсем осознанно и определяется длительностью
производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь
игра.
Понимающие
родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля,
космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и
насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже
анализировать собственные движения и действия.
Поэтому он
может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради
выполнения какого-либо "взрослого” задания, способен побороть боязнь
перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития
гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у
ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у
детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать
их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет
ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое
поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений
дружеских, партнерских.
Интеллектуальная готовность
к школе. Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в
рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс.
Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную
педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к
тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь
мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Важно,
чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не
заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь
ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально
впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это
еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой
зависимости. Ребенок должен научиться
сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет
способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости
между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но
достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются.
Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста
характеризует общая любознательность. Это возраст "почемучек”.
Но часто
случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у
детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит
их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда
отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с
родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим
вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет
легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от
надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и "пичкание” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда,
когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их
сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать
знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть
он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные
сведения.
К
шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название
города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и
отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то
папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их
последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней
недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать
домашних и диких животных.
Дети должны
ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном
окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать
пространственно-временные и причинно-следственные отношения,
обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из
опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об
окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину.
Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже
мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться,
что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных,
людей.
Часто дети
все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит
зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное
непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто
для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: "Кто всех сильнее в
сказке "Репка”?”. На него часто дети отвечают: "Мышка”. И только после
вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с
ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может
почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают
интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух
предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий
(страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства
сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул,
кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать
предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся,
и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Просите
ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее
самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок
плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По
возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие
фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка
только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других
областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые
хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш
одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не
адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его
внимание на узкой "специализации”, а помочь развиваться гармонично,
всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние
здоровья.
Социальный интеллект
(социальная зрелость) – умение ребенка строить отношения со своими
сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и
исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы.
Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя
помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут
ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться.
Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и
доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст
ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в
своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день
нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену
деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не
комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители. И помощь
психолога, в какой сфере ребенок успешен и неуспешен, будет не лишней.
Умение
ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими,
уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают
ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует
созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как
бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему
будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто
учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые
ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех.
Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это
недостаток воспитания, и такое поведение является результатом
запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок ("Ты
двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, "Вот пойдешь в
школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное
представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.
Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание.
Они обязаны
научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую
обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось
идти в школу.Игра как подготовка к школе
Полезны
игры разные. Даже "несерьезные” игры: в "больницу”, "дочки-матери”,
"школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько
детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить
взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают
взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять
указания "взрослого”.
И главное —
все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение
— умение представить себе, "что было бы, если бы...”.
Полезны
также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в
подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование,
конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире,
предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно
представлять себе предметы, "рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется
важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок
переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из
кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на
множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т.
д.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Родители
должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное
желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не
гасите интерес! Портрет будущего первоклассника
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в
двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа
жизни;
Любознательный, активный. Интересуется новым,
неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной
жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений
обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное
участие в образовательном процессе;
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции
близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй,
рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного
искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается
предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять
стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка
преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными
представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок
способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике,
театре и др.);
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе и др.;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных
обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях;
о государстве и принадлежности к нему; о мире;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
|